Главная Учреждения культуры
  • image
  • image
  • image

Акция «Возвращение Абалакской иконы»

Администрацией города Тобольска, в лице комитета по культуре и туризму, совместно с Тобольско-Тюменской епархией, при поддержке СМИ города Тобольска, с 2011 года проводится акция «Возвращение Абалакской иконы».

Главными целями мероприятия являются: поиск первообраза и ранних копий чудотворной иконы Абалакской Божьей Матери, сбор информационного материала, связанного с чудотворной иконой, а также с известными копиями, привлечение внимания широкой общественности к историко-культурному наследию города Тобольска, в том числе к Абалакскому Свято-Знаменскому монастырю.

В 2013 г. с целью формирования единой информационной базы по Абалакской иконе, начата работа по созданию электронного каталога выявленных списков иконы. Комитет по культуре и туризму администрации города Тобольска приглашает всех желающих принять участие в данной акции и предоставить имеющиеся материалы (цифровое фото списков Абалакской иконы, историю бытования данной иконы, документальную информацию, посвященную данной теме) по адресу: ул. С. Ремезова, 27, г. Тобольск, Тюменская обл., 626152, e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript . Более подробно познакомиться с мероприятиями в рамках акции можно в социальной сети Вконтакте, в группе «Возвращение Абалакской иконы» (http://vk.com/club29014957). 

 
 Комплексная информационная справка о чудотворной иконе Абалакской Божьей Матери

Долгое время иконы и другие культовые произведения в Сибирь ввозились из Центральной России, пока при архиепископе Нектарии не были открыты собственные иконописные мастерские. Работали в них выходцы из Устюга Великого и Сольвычегодска. Они продолжают традиции древнерусского иконописного искусства. В XVII веке в Сибири появились собственные святыни. Самая знаменитая из них – икона Божьей Матери Абалакской «Знамение». Абалакская икона имеет удивительную историю. Она была написана в 1637 г. тобольским иконописцем Матвеем Мартыновым по типу Знаменской иконы Божьей Матери. Отличительной особенностью Абалакской иконы является изображение двух предстоящих святых – Николая Чудотворца и Марии Египетской.

История этого образа берет начало в 1636 г., а название происходит от с. Абалак, расположенного в 26 км от г. Тобольска. Предыстория написания Абалакской иконы, согласно «Сказанию об Абалакской иконе», такова. На Абалацком погосте (при кладбище) уединенно жила вдова Мария. В 1636 году она увидела во сне стоящий на воздухе образ Знамения Пресвятой Богородицы с изображениями святителя Николая Чудотворца (справа) и преподобной Марии Египетской (слева). Услышала вдова Мария еще и голос, повелевавший рассказать народу об этом явлении и построить на Абалацком погосте справа от ветхой Преображенской церкви – новую, во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Видение повторилось несколько раз. После этого вдова стала рассказывать о своих видениях и объявила о них архиепископу Нектарию при всем соборе. Архиепископ Нектарий устроил вдове строгое испытание, после чего благословил прихожан абалацких на строительство храма, в котором приняли участие и жители Тобольска. Вот для этого-то храма, по такому же внушению свыше расслабленным крестьянином Евфимием была заказана храмовая икона Знаменье с предстоящими Николаем Чудотворцем и Марией Египетской. Работал над ней известный в Тобольской епархии иконописец протодиакон Софийского собора Матфей Мартынов, по благословению епархиального архиерея Нектария и по обету во исцеление расслабленного крестьянина Евфимия Коки.

Во время принесения иконы крестным ходом из Тобольска в построенный на погосте села Абалак специально для нее Знаменский храм, произошло чудесное исцеление множества людей. После этого она не раз являла чудо. Так в 1665 году икона «Знамение» спасла первый стольный град Сибири от проливных дождей. С тех пор ежегодно по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Корнилия 8 июля крестным ходом чудотворный образ переносили из загородного монастыря в Тобольск, а через две недели возвращали ее в постоянную обитель.

Сказание об Абалакской иконе сохранилось в двух редакциях и дошло не менее чем в 10 списках XVII - начала XIX в. Древнейшая редакция написана в 1641 г. на основании расспросных речей вдовицы Марии, сохранившихся в подлиннике и хранящихся в Российском государственном архиве древних актов в Москве (РГАДА. Ф. 214). Текст «Сказания» лег в основу ряда произведений по истории русской православной церкви в Сибири.

Но разночтения присутствуют во всем, начиная от описания явления иконы до ее исчезновения.

А. Сулоцкий в «Сказании об иконе Божией Матери, именуемой Абалацкою...» (1888 г.) дал следующее описание иконы: «Божия Матерь на Абалацкой иконе точно также, как и на Новгородской Знаменской, а именно с распростертыми и воздетыми к небесам дланями и с Предвечным, но еще не родившимся, а только воплотившимся и находившимся в утробе Богоматери, Младенцем; с тем впрочем отличием, что на Абалацкой иконе по сторонам Приснодевы изображаются еще предстоящими, на правой - святитель и чудотворец Николай, а на левой - преподобная Мария Египетская, которых на Новгородской Знаменской нет». И далее: «Доска подлинной Абалацкой иконы имеет длины пять четвертей, а ширины аршин и 1 ¾ вершка» (89 х 79 см).

До 1856 г. икона имела складную золотую (позолоченную) ризу весом в 11 фунтов, убрус - жемчужный с драгоценными камнями. В 1856 г. по инициативе архиепископа Евлампия при участии купца Корнилова (возможно, Корнильева) в Москве была изготовлена новая риза, на которую было потрачено 15 фунтов золота и 13 фунтов серебра. Старая риза была перенесена на икону-наместницу (такого же размера, как и подлинная; а наместницей она называлась потому, что на период выноса чудотворной выполняла функции последней).

Иллюстрация взята из книги А. Сулоцкого Описание наиболее чтимых икон, находящихся в Тобольской епархии. С.Петербург, 1864 г. ГБУТО «ГА в г. Тобольске» СИФ, № 968, С. 28.

 В первые годы по написании Абалакскую Чудотворную икону дозволялось носить не только в Тобольск, но и Тюмень, Верхотурье, Туринск и другие отдаленные места. К иконе шли со всех уголков губернии, Урала, Сибири и даже Европейской России.

Но был еще один путь к иконе - через списки (копии). Уже в XVII в. появляются первые списки чудотворной иконы. Многие из них, в свою очередь, прославились чудотворениями. Наиболее известны Семипалатинский, Боровской (Ишимский), Курганский списки.

В 60-70-е гг. XIX в. были написаны списки для омских, ишимских, петропавловской церквей. В Томске хранились два списка. Иркутский список известен тем, что был подарен собору самим Иоанном Максимовичем. В Челябинске копия Абалакской иконы Божьей матери находилась в Христорождественской церкви.

 

 Изображение из брошюры «Абалакская чудотворная икона Богоматери» Одесса, 1913 (*заимствовано из сказания об абалакской иконе Божьей Матери. Соч. А. Сулоцкого).

Известен список Абалакской иконы, принадлежавший предкам Д.И. Менделеева по материнской линии - купцам Корнильевым. Это была икона из трех частей, большого размера, на средней доске изображена икона Знамения Божией Матери, на створках - во весь рост святитель Николай и преподобная Мария Египетская, «хорошего старинного греческого письма и богато украшена», датируется XVII - нач. XVIII в. До 1849 года икона хранилась в семье Менделеевых. Выехав из Тобольска в Петербург, Мария Дмитриевна Менделеева увезла семейную реликвию в Москву брату, Василию Дмитриевичу. После смерти В.Д. Корнильева икона была передана в одну из московских часовен, а затем - в женский Алексеевский монастырь.

Таким образом, к началу XX в. в Сибири и России в целом имелось достаточно большое количество списков иконы, выявление и обобщение сведений по которым позволит проследить иконографию и историю бытования образа.

 Местонахождение чудотворной иконы Абалакской Божьей Матери «Знамение», а также ранних списков на сегодняшний день неизвестно. Все версии пропажи первообраза Абалакской иконы, за исключением одной, сводятся к событиям гражданской войны. В публикациях называют конкретные даты и конкретных участников.

С августа 1917 г. в Тобольске находится семья Романовых. Икону Абалакской Божьей матери периодически приносили в город, в частности в Благовещенскую церковь, которую посещала семья Романовых для исправления богослужений.

В обращении Тюменского областного дома журналистов звучит следующая версия: «В 1918 году, опасаясь за чудотворную икону Божией Матери, по некоторым сведениям, епископ Мефодий увозит икону из монастыря в неизвестном направлении». Еще одна из распространенных версий: «…опасаясь за чудотворную икону Абалакской Божьей Матери, епископ Мефодий с адмиралом А.В. Колчаком увозят на теплоходе иконку из Абалакского монастыря в Омск, приняв решение спасти от наступавших красных чудотворный Образ».

В последнее время все чаще в СМИ звучат версии об «австралийском следе» в истории исчезновения иконы Абалакской Божьей Матери. Наиболее громко «австралийская версия» прозвучала в 2006 году. Тогда в мартовском выпуске журнала «Родина» появилась статья кандидата исторических наук Василия Цветкова «Последняя воля. Икона Абалакской Божией Матери может вернуться в страну».

В публикации твердо (хотя и без ссылки на исторические источники) утверждается: осенью 1919 года «возглавлявший Временное Церковное управление в составе Российского правительства адмирала А.В. Колчака архиепископ Сильвестр решил спасти от наступавших красных Чудотворный образ. В сентябре в Омске он благословил иконой приют «Очаг», созданный для детей-сирот и беженцев Софией Эмильевной Дитерихс. Ее супруг, генерал-лейтенант Михаил Константинович Дитерихс, был в это время Главнокомандующим Восточным фронтом белых армий. Через два месяца, в ноябре, красные войска вошли в Омск. Архиепископ Сильвестр принял мученическую кончину. А икона вместе с отступающей белой армией продолжила путь через всю Сибирь на Дальний Восток. Она стала Небесной Заступницей сирот, являя высочайшее благо милосердия к детям».

Генерал М.К. Дитерихс с супругой и дочерью.

В дальнейшем икона вместе с приютом оказалась в Шанхае, где с образом происходили чудесные знамения: просветление и мироточение. После установления в 1949 году в Китае коммунистического режима настоятельница приюта Агния Михайловна Дитерихс перевезла «Очаг» в Австралию. Она скончалась в 1975 году. А образ хранится в православном храме в Кабраматте, пригороде Сиднея.

В начале 1999 года настоятель ишимского Богоявленского собора Епископ Евтихий побывал в Покровском храме в городе Кабраматта с надеждой найти первообраз Абалакской иконы или ранний список из села Боровского (под Ишимом), также пропавший в годы Гражданской войны. Реставраторский опыт, полученный в иконописной мастерской монахини Иулиании (Соколовой) в годы обучения в Московской духовной семинарии, помог ему засвидетельствовать: это икона не XVIII и уж тем более не XVII века. Скорее всего, конец века XIX. Написана масляными красками, совсем не в духе древности. Поверхность красочного слоя покрыта густой сетью кракелюр (трещин). На обороте оказалась надпись. Владыка Евтихий тщательно переписал ее: «1898 г. Жив[описец] Кубрин в Омске. Сия икона пожертвована в новый собор от Екатерины Уваровой [или: Чваровой] и Чухниной Оксиньи Варламовны». Упомянутым «новым собором», скорее всего, является Успенский кафедральный собор, заложенный в июле 1891 года будущим императором Николаем II и торжественно освященный 9 сентября 1898 года. Этот год указан и на иконе. Значит, она с 1898 по 1919 год хранилась в главном храме Омской епархии. Основываясь на данной записи, можно заключить, что австралийская версия местонахождения первообраза не подтвердилась.

Список Абалакской иконы из Покровского храма в городе Кабраматта.

По версии тюменского краеведа Александра Петрушина, икона не покидала Тобольск, а находится в тайнике бывшего Знаменского монастыря. По его словам, основанием для такого утверждения являются архивные материалы заведенного в 1931 году полномочным представительством ОГПУ по Уралу уголовного дела №8654 «О поповско-кулацкой контрреволюционной повстанческой организации «Союз спасения России». Краевед сообщает следующее: Руководителем организации был архиепископ Пермский Иринарх Синеоков-Андреевский, который после гибели епископа Тобольского Гермогена до 1922 года возглавлял Тобольскую епархию и размещался в Знаменском монастыре. Согласно архивным документам 1931 года, Иринарх рассказывал, что при встрече с адмиралом Колчаком в 1919 году, верховный правитель России посоветовал ему вывезти святыни и ценности из Тобольска. Что он и сделал, но в перечне вывезенных ценностей Абалакскую икону он не упоминает. Эту версию поддерживает и кандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории освоения Сибири Тобольской комплексной научной станции Уральского отделения РАН Н.И. Загороднюк, считающая, что до конца 20-х годов XX в. чудотворная икона находилась в Абалакском монастыре.

В настоящее время в Абалакском Свято-Знаменском мужском монастыре находится список Абалакской иконы Божьей Матери именуемой «Наместница», написанный в начале XX в. монахиней Иоанно-Введенского женского монастыря. Ведется современная летопись чудотворений от Абалакской иконы Божьей Матери, к которой съезжаются паломники со всей России.

 

 
  • Другие фотографии
  • Другие фотографии
  • Другие фотографии
  • Другие фотографии
  • Другие фотографии
  • Другие фотографии
  • Другие фотографии
  • Другие фотографии
  • Другие фотографии


















Анкета по оценке качества предоставления муниципальных услуг

Оцените работу сайта (качество информационных услуг)
























Информационную и техническую поддержку сайта осуществляет МАУ «Организационно – аналитический центр» г. Тобольска