Главная
  • image
  • image
  • image
Предлагаем небольшую экскурсию по музею сибирско-татарской культуры в Тобольске.
Татарское население города Тобольска составляет около 30% от общего числа населения города. Одним из очагов культуры является наш Центр сибирско – татарской культуры, который находится в нижнем посаде города по улице Ершова, 30. В апреле 1996 года при центре был создан историко – этнографический музей сибирских татар. Основными направлениями деятельности, которого являются: информационное, просветительское, научно – исследовательское, издательское. В настоящее время музей переименован в историко – этнографический кабинет. За все время его существования здесь побывали множество людей из разных городов, стран и национальностей. Студенты филиала Уфимского государственного нефтяного, технического университета из города Салават РБ, гости из Израиля, Крымские татары, из Германии и т.д.
Об этом свидетельствует книга для посетителей.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СИБИРСКИХ ТАТАР

Сибирские татары - это тюркское население Сибири, издавна обитающее в основном в сельских районах и городах Тюменской, Омской, Новосибирской, Томской областей. Переписи населения включают в этот состав не только коренных тюрков Сибири, но и представителей татар, прибывших в разное время из Поволжья, Приуралья и других районов нашей страны. Во многих районах «пришлые» татары сильно смешались со старожилами Сибири и считают себя «коренными».

ОДЕЖДА И УКРАШЕНИЯ СИБИРСКИХ ТАТАР

Сибирские татары издавна шили свои одежды из материалов, сотканных из овечьей шерсти на собственных ткацких станках, и из тканей, привезенных торговыми бухарцами из Средней Азии.
До появления швейных машин татарки мужскую, женскую и детскую одежду шили вручную, соблюдая национальные традиции и учитывая половозрастные особенности людей. Качество материала, из которого шили одежду, зависело от социального положения семьи.
Основным видом мужской верхней одежды служил камзол (камсул).
Всю верхнюю теплую одежду татары называли общим названием "тун".
Праздничной мужской одеждой был легкий среднеазиатский халат (яктэ, чапан). Богатые шили свои халаты из парчи или других дорогих тканей, а бедные - из тика, нанки.
Традиционной мужской обувью татар, обитавших в северных лесных и болотистых районах, были болотные сапоги (царык). Царык - это кожаная обувь с мягкими подошвами и голенищами, доходившими колен.
Среди тюменских татарок имела широкое распространение женская обувь под названием царык баш (букв. - головка царыка). Эта обувь представляла собой тот
же описанный выше царык, но без голенищ. Куцпак такой обуви был длинным и завязывался на икрах.
Основным мужским головным убором сибирских татар, как и казанских татар-мусульман, была тюбетейка,
Основным женским головным убором служил платок, Татарки никогда не выходили на улицу с непокрытой головой.
К женским праздничным головным уборам сибирских татарок относились разные колпаки (калвак, калфак) и сарауц.

БЫТ СИБИРСКИХ ТАТАР

Во внутреннем убранстве дома главенствующее положение имели нары — урын, застеленные тканными безворсовыми паласами — келэм. На нарах устанавливался невысокий круглый столик для принятия пищи, спали на нарах же, застелив их перинами (тушэк) из пера птицы. По краю нар стопками укладывались одеяла (йурган), подушки (йастык), сундуки. Нары заменяли всю необходимую мебель. Также в домах были столики на очень низких ножках, полки для посуды. Лишь у богатых сибирских татар встречалась и другая мебель, например шкафы и стулья. Отапливались жилые дома печами (мейец) — русскими с топкой, плитой и духовой частью для приготовления пищи и только отопительными с топкой. Второй этаж двухэтажного дома не отапливался. Одежда развешивалась на деревянной жерди под потолком (мауыл). Окна прорезались небольшими и занавешивались занавесками (тэрэс пэртэ). Подворье разделялось на дворовую (кура, ишегалт) и хозяйственную — скотную части (мал кура). Имелся погреб со льдом, который заготавливали зимой, для хранения мясных изделий.

БУЛАТ ВАЛИКОВИЧ СУЛЕЙМАНОВ И ЯКУБ КАМАЛИЕВИЧ ЗАНКИЕВ

В нашем в историко – этнографический кабинете оформлены стенды первому сибирскому поэту Булату Сулейманову и участнику ВОВ, заслуженному учителю РФ, автору знаменитого романа о жизни сибирских татар «Зори Иртыша» (Иртеш таннары) Я.К. Занкиеву, который принес автору большой успех. За этот роман Якуб Камалиевич Занкиев в 2002 году был удостоен Государственной премии Республики Татарстан им. Габдуллы Тукая. Хороший отзыв со стороны читателей нашли его роман «Любовь объятая пламенем», «Луноликая Сузге», которые пополняли ряды достояний татарской литературы.

Наша экскурсия подошла к концу.

Если вы хотите узнать больше о происхождении и быте сибирских татар, приглашаем в Центр сибирско-татарской культуры, после отмены режима повышенной готовности в Тюменской области.
 Фотогалерея
 
 
  • Другие фотографии
  • Другие фотографии
  • Другие фотографии
  • Другие фотографии
  • Другие фотографии
  • Другие фотографии
  • Другие фотографии
  • Другие фотографии
  • Другие фотографии


























Анкета по оценке качества предоставления муниципальных услуг

Оцените работу сайта (качество информационных услуг)






































Информационную и техническую поддержку сайта осуществляет МАУ «Организационно – аналитический центр» г. Тобольска Телефон: 8(3456) 24-65-95, 24-69-70 E-mail:toborgkult@mail.ru